Парфюмер: история одного убийцы / Das parfum - Die Geschichte eines Morder.
Главная страница. films
03.10.2006

Жанр: Драма/детектив.
Режиссер: Том Тыквер.
В ролях: Бен Уишоу, Дастин Хоффман, Алан Рикман, Рэйчел Херд-Вуд.
Продолжительность: 147 минут.
Производство Франция-Испания-Германия. 2006 г.

Трудно придумать что-то новое в детективном жанре. Еще труднее перенести великолепный роман на большой экран и при этом соблюсти тонкий баланс между зрелищностью и первоначальной задумкой автора. То, что в свое время признал невозможным великий Стенли Кубрик, сегодня реализовал Том Тыквер.

Сюжет:
Франция XVIII века. Но не романтическая, а реалистическая, в которой зловоние стоит не только на улицах больших городов, но и в умах людей.

Под одним из прилавков рыбного базара в Париже на свет появляется Жан-Батист Гренуй, который не нужен этому миру. Он должен был умереть, как и остальные из его четырех братьев и сестер, но он выбрал другую дорогу. Первый звук, произнесенный им отправил на тот свет его мать, повешенную за детоубийство.

Смерть шла по пятам за Жан-Батистом всю его жизнь. Нелюдимый он обладал уникальным даром улавливать все запахи мира и большим честолюбием. Вырвавшись из нищеты и став подмастерьем парфюмера Джузеппе Балдини он начинает бредить одной целью - научиться извлекать запахи из живых существ и сохранять их. И ради этого он будет убивать. В основном - кошек и прекрасных девушек.

***

Начало фильма может шокировать своим бескомпромиссным натурализмом. И сцена рождения Жан-Батиста, и приют мадам Жилард... Некоторым чтобы отказаться от идеи похода в кино хватает даже "рекламного" ролика. Можно даже подумать: "что же я здесь делаю?". Но, когда на экране появляется Дастин Хоффман, начинает закручиваться интрига, происходит привыкание к киноязыку и становится по-настоящему интересно.

С визуальной точки зрения все очень достоверно и проработано. Редкие спецэффекты не режут глаз, а костюмы и декорации выглядят естественно. Поражает обилие деталей и та любовь, с которой они сделаны - все эти склянки в подвале Балдини, резервуары для извлечения запахов, тысячи лепестков роз, что срезаны для парфюмеров...

Актеры - просто песня. Все главные мужские роли запомнятся вам надолго (Дастин Хоффман, который пытается определить состав духов "Амур и Психея" завораживает) Особенно хорош Алан Рикман (Северус Снегг в любом из "Гарри Поттеров"). Здесь он играет авторитетного граского вельможу, у которого в жизни осталась единственная радость - его дочь Лаура. Но, опять же, прокатный дубляж убивает актерскую игру и поэтому оценить всю ее прелесть можно будет только с помощью оригинальной звуковой дорожки. Еще одна причина приобрести лицензионный DVD.

Режиссерская работа очень сильна. Сбивает с толку фамилия Тыквер? "Беги, Лола, беги" - его работа. Собственно, этого уже достаточно чтобы все вопросы относительно его профессионализма были сняты. Кажется безумством экранизировать роман, в котором главное место занимает подробное описание запахов, ведь динамика повествования не позволяет делать перерывы для их описания. Тыквер находит выход в обрезании некоторых сюжетных линий и активном использовании музыки и визуального ряда, ярко отражающего те ассоциации, которые возникают в мозгу персонажей под действием тех или иных запахов.

Трактовать происходящее на экране можно очень по-разному, а потом с жаром спорить, выясняя, какой взгляд единственно верный. Мне вот пришла в голову некая теологическая, а вернее даже еретическая трактовка. Можно представить Жан-Батиста Гренуя настоящим антиподом Иисуса. Антихристом, проще говоря. Иисуса ждали в нашем мире, он принес в него любовь. Гренуй - никому не нужен, он наводит ужас и убивает людей без каких-либо чувств. Иисуса распяли на кресте, а Жан-Батиста собирались на нем оставить, но он сделал то, что в свое время не стал Иисус - овладел умом толпы, лишил ее цивилизованного разума, показал им прелесть естества любви к ближнему. Церковь устраивает протесты из-за "Кода да Винчи" и концерта Мадонны, а тут ТАКОЕ и ноль реакции. Хотя, уверен, что можно найти рекомендации верующим воздержаться от просмотра этого фильма (или хотя бы перекреститься перед его началом, если просмотр неизбежен) как это было с "Дневным дозором".

Жан-Батист Гренуй в фильме - дитя лишенное любви. Не зная с рождения ласки, он обладал даром, который отчуждал его от остальных людей. Свою первую жертву он задушил случайно и очень расстроился, когда понял, что навсегда потерял ее и ее запах. Чтобы больше такого не случилось, Жан-Батист решил научиться сохранять запахи.

Когда герой понял, что у него нет собственного запаха и он - никто на этом свете, то захотел создать самые совершенные духи на свете, прославиться, получить признание.

Уйти Гринуй решил тогда, когда увидел любовь, которую может принести людям, но сам не способен почувствовать. Он вспоминал ту самую первую девушку и не мог пережить ее утрату. Если бы он мог любить, они были бы вместе. Но, он не может, как бы не хотел - а зачем тогда жить?

Фильм достоин наивысших оценок. Давно уже не выходило на экран чего-нибудь серьезного, пусть и в развлекательной обертке. "Парфюмер" - событие в кинематографе.



Hosted by uCoz