К вопросу о молодежных комедиях и вечных сюжетах.
Главная страница. films
4 октября 2003 г

Ничего не говорит о настоящем так, как молодежь. А чтобы узнать, какая сейчас молодежь достаточно посмотреть, во что они одеваются, что слушаю, и смотрят. Самой яркой, можно сказать культовой лентой, который в открытую показывают, что именно интересует и волнует нынешнее поколение, без сомнения являются «Американский пирог», в котором данный вопрос освещается с мужской стороны, а также немецкий и женский ответ ему «Девочки сверху».
Лет двадцать назад на голубых экранах показывали мелодрамы, в которых подростки влюблялись, ухаживали друг за другом, потом сорились из-за какой-то ерунды, совершенно случайно сказанной фразы, неправильно брошенного взгляда или же неправильно понятого действия, и лишь в конце они вновь были в месте. Потому, что влюбленные не могут быть не вместе. Тогда режиссеры черпали вдохновение из еще более старых источников – книг.

Это классический сюжет, вечный можно сказать. Проблема его (как и всех других классических сюжетов) в том, что из-за постоянного использования он превратился в штамп, банальность и даже пошлость. Ведь зритель всегда знает, что те голубки, которые случайно и первый раз встретились взглядами в начале фильма, обязательно поссорятся в середине и помирятся в финале. Зритель от этого скучает и, следовательно, ругает фильм после выхода из кинотеатра. Некоторые и не досиживают до титров – развязка-то известна, а мало кто из нынешних режиссеров возьмет на себя смелость внести хоть малую толику нового в классический сюжет. В этом и есть главная особенность, главный плюс и главный же минус таких любовных историй. Если их изменить, добавить неожиданный сюжетный поворот etc, то сюжет уже не будет классическим. А для того, чтобы сюжеты не приедались зрителю, их нужно использовать как можно реже и тогда измученный новизной зритель будет долго стоять в очереди, а потом есть старый пирожок в новой обертке и только нахваливать.

А новые времена требуют новых оберток. Трудно сказать, почему именно наше поколение считается самым безнравственным. Вернее сказать-то можно легко – достаточно раскрыть глаза и ужаснуться уровню культуры. Труднее всего понять, почему именно наше поколение стало таким. Можно конечно списать все на стариков, мол, конфликт отцов и детей вечен и те, кто говорит сегодня о безнравственности нынешней молодежи в свое время тоже выслушивали подобные нарекания. Но ведь это не так!

Вернемся все же к основной теме, ибо выше заданному вопросу можно посвятить не одну докторскую диссертацию и так не добиться никакого продвижения к правильному ответу.

«Американский пирог» был событием. Он появился на экранах, и сразу вызвал бурю эмоций у родителей. Возможно, если бы вокруг фильма не подняли такую шумиху, то он остался бы незамеченным, но запретный плот сладок, и тот, кто не отведал заморского пирога, рисковал быть непонятым в молодежном обществе.

Если разбирать этот фильм по косточкам, то сразу же становится понятным причина его притягательности. У пирога есть атмосфера. Атмосфера праздника, волшебства, даже любви. Голливуд преподносит нам классический сюжет, старательно заправленный острым соусом современности, которую он так долго формировал в погоне за колоссальными кассовыми сборами. Секс, а точнее тема секса, как проблема подростков всего мира выходит на первый план. Ведь что заботит тот квартет, который однажды решил заключить знаменитое пари? А его заботит то, что заботило всех подростков во все времена, а именно «проблема» девственности и способы ее решения.

Никто не станет отрицать, что этот вопрос возник не на съемочной площадке, и не в больном воображении сценариста. Вопрос так же стар, как и сама «битва полов», но если раньше он был вещью сугубо интимной, то сейчас всю это «грязь» вынесли на люди. Естественно, что это возмутило родительскую общественность. В жарких обсуждениях различия ресторанных и домашних пирогов, носков и выпускных балов они пропустили саму суть фильма – тот вечный сюжет, который создатели адаптировали под настоящее время. Не увидели суть и те, кому она была предназначена. Но нынешним подросткам кроме мечты о web-камере у соседки в комнате ничего и не надо, и это очень грустно.

Потом был целый поток фильмов-клонов «Американского пирога». Они были еще изощренней и извращенней. Среди них был и девичий ответ пирогу с соответствующим названием: «Девочки сверху».

Фильм снят в Германии со всеми вытекающими. Но, даже не смотря на излишнюю пошлость и тупизм и даже дебилизм некоторых эпизодов, фильм не является пошлым плагиатом. С ним полностью повторяется история «Пирога», когда в фильме каждый зритель видит только то, что способен увидеть. Ни больше, ни меньше. Милая история о трех подругах, и о том, как удачно сложившаяся личная жизнь может повлиять на уверенность в собственных силах.

Многочисленные кинокритики, имеющие привычку смотреть только начала фильма, в своих рецензиях наверняка оплевали фильм и обозвали его «пошлятиной почище Пирога». Именно такое впечатление может сложиться, если судить только по началу фильма. Дело тут в родителях, которые озабоченны даже больше своих совершеннолетних уже детей, и все время стараются поравнять детей на себя. Еще все эти пародийно-противные образы «лохов», которые ближе к концу фильма показываются с совсем иной стороны, от чего становятся милы глазу и вызывают симпатию.

Еще в начале (да и не только в нем) встречаются досадные штампы, которые могут создать впечатление, будто у создателей нет ни одной собственной идеи. На самом деле это, конечно же, не так. Достаточно вспомнить лесбийские приключения Виктории в чате, а также как ее виртуальная любовница Joy оказалась вполне реальным человеком, а вовсе не сорокалетним, толстым и немытым программистом, который уже давно подключил себя к Матрице.

Что же сказать в конце обзора-размышления? Да сказать, в общем-то, и нечего. Вечные сюжеты на то и вечные, чтобы постоянно присутствовать на экранах и в книгах. При надлежащем уровне они преподносятся в новых обертках, а иногда и вовсе как побочные, «романтические» линии сюжета. Такие сюжеты должны быть, как должны быть и «современные молодежные комедии», смотря которые зритель должен видеть не только то, что на поверхности, но и то, что зарыто поглубже. Естественно, что снимать такие комедии нужно тем, кто может вложить в них нечто глубокое.



Hosted by uCoz