Я, робот / I, robot
Главная страница. films
17.11.2004

Жанр: Фантастический боевик.
Режиссер: Алекс Пройас.
В ролях: Уилл Смит, Бриджит Мойнахен, Алан Тадик, Джеймс Кромвель, Брюс Гринвуд .
Продолжительность: 102 минуты.
Производство США, 2004г.

Идея угрозы необузданного прогресса обыгрывалась и в кино, и в литературе уже сотни раз. Чаще всего вся угроза сводится к глобальной катастрофе и гибели основной массы человечества. При этом погибают они (мы?) потому, что олицетворенный в какой-либо конкретной машине Прогресс, немного поразмыслив своими гигабитными мозгами, решает, что люди – суть ненужная обуза и ими классно бы удобрить землю. А может ли быть ситуация, когда «мозг» поработит человечество, руководствуясь интересами самого человечества - ради нашего же блага, так сказать?

Сюжет:
Дел Спунер (Уилл Смит), наверное, единственный человек на Земле 2035 года, который не доверяет и даже боится роботов, уже успевших проникнуть во все сферы жизни: они приносят почту и моют машины, делают массаж и педикюр, заменили собой шахтеров под землей и миксеры на кухнях. Но, Спунер считает, что эти железные гады – зло, способное на любое преступление. А все остальные, в том числе и коллеги-полицейские, называют Спуна психом, ведь ни один робот еще не совершил ни одного преступления, ведь им не нужны ни деньги, ни чувство удовлетворения от своего превосходства.

Но, ни смотря, ни на какие насмешки окружающих и угрозы начальства «о мерах», Дел гоняется за каждым бегущим по улице роботом в надежде уличить его в преступлении, хотя бы и в превышении скорости. И каждый раз у Спунера ничего не выходит и робот бежит исключительно для того, чтобы спасти свою забывшую ингалятор хозяйку.

Возможно, что Спунер родился много позже своего времени и так бы не нашел себе места, но сами создатели роботов – корпорация US Robotics - подкидывает ему (в буквальном смысле) зацепку. Друг Дела, Альфред Лэннинг (Джеймс Кромвель), ученый сделавший очень много для развития роботехники, погибает при загадочных обстоятельствах, выпав прямо из окна своего офиса. Все склоняются в версии самоубийства, но Спун в это не верит.

Делая шаг за шагом, подбирая каждую хлебную крошку, оставленную самим Лэннингом, полицейский находит улики, неопровержимо доказывающие, что роботы все-таки могут совершить убийство…

***

Экранизация Айзека Азимова получилась лучше, чем могла бы быть. Как известно, «Я, робот» – это не отдельный роман, а сборник рассказов разных лет, представленных в виде воспоминаний уходящей на пенсию Сюзен Келвин – самого великого робопсихолога всех времен и планет. Позже Айзек выпустит более полный сборник «Совершенный робот», куда войдут практически все его работы о роботах (в том числе и «Двухсотлетний человек» - как считал сам Айзек, лучшая его повесть о роботах). Фильм же воистину соответствует заявленному в титрах «лозунгу» «по мотивам» - в нем переплетены идеи и мысли из десятка рассказов, изящно склеенных собственными фантазиями авторов сценария.

Актерский ансамбль, в общем, порадовал. Уилл Смит очень старался, и у него получилось – такой типаж уставшего полицейского он не рисовал на экране еще ни разу.
Самая любимая героиня Айзека – Сьюзен совершенно на себя не похожа. В оригинале это бездушная машина, материализованное воплощение рациональности и логического мышления, обожающее роботов больше всего на свете. Бриджит Мойнахен же походит на нее разве что внешне. Но, достаточно немножечко пофантазировать, чтобы представить, что же создатели могли с ней натворить. Например, пригласить П. Андерсон... Чур-чур! Так, что в фильме все очень неплохо: у нее даже не завязался роман со Смитом! У них даже не было поцелуя!

«С визуальной составляющей все в порядке, но ничего особенного, к сожалению, не найти. Задумывали и ярко и масштабно, но не получилось. Все это мы уже видели и не раз» - так можно сказать об экшн сценах (хотя есть и большие исключения). А вот за роботов создателей можно только похвалить, разумные железянки у них получились очень натуральными. Можно даже сказать, что роботы получились на удивление живыми. Художники и аниматоры постарались на славу – глядеть на дерущихся андройдов одно удовольствие.

Очень приятно, что дело Св. Горлума живет и жизни этой радуется. Робот Сонни получился очень симпатичным и обаятельным. Единственное, ему немного не хватает горлумовской харизмы злодея-психопата.

Общий дизайн мира 2035 очень интересен: "Ауди-TS645" и подземная парковка, кеды и старый DVD-проигрыватель… Улицы выглядят живыми и естественными, роботы грамотно влиты в толпу и не кажутся белыми воронами.

В общем, и целом нужно заметить, что фильм неплох. До уровня «Двухсотлетнего человека», к сожалению, не дотягивает, но смотреться весело и легко. Лишенный какой-либо пошлости, его можно посоветовать всем.

Оценки:

Режиссура: 7
Сюжет: 6
Картинка: 8
Актеры: 7
Юмор: 7
Спецэффекты: 8
Звуки музыки: 7
Штампы: 5
Финал: 8
Субъективно: 7

Итого: 70 баллов.



Hosted by uCoz