Александр / Alexander
Главная страница. films
7.12.2004

Жанр: Историческая драма.
Режиссер: Оливер Стоун.
В ролях: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Энтони Хопкинс, Джаред Лето, Розарио Доусон.
Продолжительность: 173 минуты.
Производство США, 2004г.

Жизнь Замечательных людей всегда привлекала голливудских акул. Жизнь же Великих людей возбуждала в их сердцах просто-таки нездоровое влечение. Артур, Наполеон, Ленин, Гарри Поттер… недавно кинематограф добрался (возможно ли подсчитать в который раз?) и до Александра Македонского.

Сюжет:
Александр (Колин Фаррелл) еще в детстве хотел быть лучшим. Лучшим из всех, лучшим во всем. Чуть ли не в шесть лет он ходил на охоту и сворачивал всем шеи голыми руками. В юношестве укрощал диких коней. Когда при сомнительных обстоятельствах погиб его отец Филипп (Вэл Килмер), то Александр, как и полагается любому приличному сыну амбициозного отца, решил исполнить неосуществленную мечту родителя и отправился захватывать Мир.

Собрав под свои знамена всех греков (особо, впрочем, не интересуясь их желаниями), он разбил Дария и захватил Вавилон, а потом отправился дальше на Восток, чтобы завоевать всех варваров, о которых Александру рассказал его учитель Аристотель.

Долго ли, коротко ли, бродил по свету, помахивая мечом Александр Великий, но, чем дальше он заходил, тем хуже становились дела в глубоком тылу, на родине, и тем меньше понимания оставалось между давними друзьями и соратниками.

Перелом случился в залитой тропическими ливнями Индии, когда после ранения Александр все же принимает решение вернуть своих солдат женам и ни разу не видимым внукам, чтобы те (солдаты) умерли в почетной старости, в своих домах.

Но, это все война. А в ее перерывах мы с радостью узнаем все подробности личной жизни великого завоевателя, а также его оригинальные сексуальные пристрастия и вкусы, взаимоотношения с матерью (Анджелина Джоли), близкими и очень близкими друзьями, а также любовью всей его жизни - Гефестионом (Джаред Лето)…

***
Этот невероятно раскрученный фильм, снятым американцем о греке, которого играет ирландец (игру по фильму делают украинцы, а издают французы – все очень последовательно и органично), на проверку оказался довольно интересным, но совершенно неровным. Видимо, это и есть причина грандиозного провала "Александра".

С одной стороны, в фильме виден серьезный подход к исторической достоверности происходящего (на съемочной площадке постоянно присутствовал Робин Лейн Фокс – специалист по эпохе и автор книг об Александре), отличные декорации и постановка, серьезные актеры и зрелищные битвы (две штуки). Но с другой – гнетущая пустота содержания.

Собственно, из фильма можно вынести три мысли: 1) гомосексуализм – это хорошо и даже правильно; 2) нужно слушать маму; 3) американцы должны править миром.

Пункт первый – он противный самый. Не случайно греки (современные, разумеется) возмутились – их национальный герой у Оливера Стоуна получился слащавым любителем мальчиков, который хотя и клянется в вечной любви Гефестиону и страстно его обнимает (при этих сценах приходилось даже зажмуриваться, ибо противно), все же изменяет с каждой встреченной туникой и по утрам в его палатке обнаруживаются подозрительного вида мужчины немужественного вида. Нет, греки хоть и не делали из подобных связей трагедии и бисексуализм не считался у них отклонением, подобный «сор» можно было и не выносить из «избы». Или, хотя бы, не акцентировать на этом внимание и камеру. Здесь Стоун явно перегнул палку, простите за пошлость.

Второй пункт - эдипов комплекс дедушки Зигмунда Ф. во взаимоотношениях между мамой и сыном, а как зеркальное отражение и между уже взрослым сыном и его женой (собственно, есть теория, что Филиппа убили по тайному желанию именно Александра, а не Олимпии, своей непокорной жены). Олимпия получилась просто-таки настоящей Медузой, и для простых американских зрителей этот образ показали наглядно.

Ну, и пункт третий, он же самый-самый замечательный. Александр своими завоеваниями несет на Восток «Свободу и Просвещение». Что тут сказать, похвально. Понятие «скрытая реклама» уже давно обзавелось сестрой – «скрытой пропагандой». Если помните, то пресловутая «американская мечта» это стремление не только к индивидуальному процветанию самых активных и везучих граждан, но и всей нации в целом. Режим ведет очень правильную политику, оправдывая свою наглость через все доступные средства массового психологического поражения.

Актеры справились неплохо. Колин традиционно хорош. Масштабные битвы вполне масштабны. Лучше, чем в «Трое», но до уровня «Возвращения Государя», естественно, не дотягивает.

Единственный момент, который поразил до глубины (в самом наилучшем смысле) – эпизод битвы с индийцами и конкретно, встреча со слоном. Мощнейшая сцена ранения, в которой режиссер смог нагнать такое сильное напряжение, что захотелось просто встать и зааплодировать. Как часто случается на съемочной площадке, самые классные моменты получаются спонтанно (в частности, в «Александре», животные встали на дыбы «по собственному желанию», а не по вежливой просьбе дрессировщиков).

В общем и целом, слабовато. Оливер во всех интервью подчеркивал, что это его лучший фильм со времен нетленного «Взвода», но сомневаюсь, что при таком бюджете ему позволили бы сказать что-нибудь другое. Смотреть или нет? Решайте сам. При всех своих недостатках, "Троя" все же смотрится много приятнее, а философские и экзистенциальные вершины "Взвода" Александру только снятся.

Оценки:

Режиссура: 8
Сюжет: 6
Картинка: 8
Актеры: 7
Юмор: 4
Спецэффекты: 6
Звуки музыки: 6
Штампы: 4
Финал: 7
Субъективно: 6

Итого: 62 баллa.



Hosted by uCoz